"Миниэлектростанциями" или "Портативными электростанциями" называют электростанции с воздушным типом охлаждением.
Различают два основных вида портативных электростанций:
Дизельгенераторы и Бензогенераторы.
Портативная генераторная установка, независимо от мощности и производителя, характеризуется тем, что на ней отсутствует система жидкостного охлаждения двигателя. Двигатель генераторной установки охлаждается путём теплообмена поверхностей двигателя с окружающим воздухом. Поэтому портативные генераторные установки часто назвают "генератор с воздушным охлаждением".
Следует помнить, что порой такая электростанция может быть достаточно тяжелой, и всё равно быть "портативной".
Состав стандартной портативной генераторной установки:
- Топливный бак
- Крышка топливного бака
- Демпфирующие опоры двигателя
- Демпфирующие опоры генератора
- Крышка маслоналивной горловины (щуп)
- Пробка слива масла
- Провод заземления
- Генератор переменного тока
- Двигатель
- Несущая рама
- Глушитель
- Воздушный фильтр
- Выключатель системы зажигания
- Ручное пусковое устройство с автонамоткой шнура
- Бытовая розетка на 230В
- Рукоятка пускового устройства
- Топливный кран
- Рычаг воздушной заслонки карбюратора
- Свеча зажигания
- Отстойник топливной системы
- Топливный фильтр
- Коммутатор напряжения
Виды портативных генераторных установок:
Различают два основных вида портативных генераторов - дизельные и бензиновые. Все воздушные генераторы имеют сравнительно небольшой срок службы и срок гарантии. Срок работы "на отказ" таких генераторов - от 500 до 3500 моточасов для бензиновых двигателей и до 5000 тысяч моточасов для дизельных. Серьёзные производители портативных генераторов обычно не дают на них гарантию больше чем 500 моточасов.
Двигатели портативных электростанций и их применимость:
- Бензиновый, с алюминиевой гильзой цилиндра и нижним расположением клапанов - Предназначен для периодической эксплуатации, в качестве резервных установок, для работ по хозяйству и т.д. (время наработки на отказ: 500 моточасов*).
(* при эксплуатации 2-3 ч/сутки)
- Двигатели с верхним расположением клапанов - эти двигатели имеют следующие преимущества: увеличенное время наработки на отказ (2500 моточасов *), чугунная гильза цилиндров, уменьшенный по сравнению с нижнеклапанными двигателями расход масла на угар, повышенная топливная экономичность,(* при использовании 4-5 часов в сутки)
Портативные генераторные установки с такими двигателями подходят для интенсивного профессионального использования.
- Дизельный двигатель. (Нажмите на картинку для её увеличения)
Основным преимуществом этих двигателей по сравнению с бензиновыми является стоимость эксплуатации. Характерные особенности: высокая топливная экономичность и низкая себестоимость эксплуатации ,высокий показатель наработки на отказ (5000 часов *)
* (при эксплуатации 6-7 часов в день)
* Указанное время наработки на отказ является средней величиной, приведенной для условий правильной эксплуатации и своевременного техобслуживания
Общие рекомендации по эксплуатации генераторных установок
Подготовка к эксплуатации – инструкции по предпусковой подготовке:
- Прочно установите генераторную установку на плоскую горизонтальную поверхность. Убедитесь, что вокруг генераторной установки достаточно пространства для свободной циркуляции воздуха, необходимой для охлаждения установки. Не инсталлируйте установку в замкнутом объеме, выхлопная труба должна быть выведена наружу.
- Убедитесь, что к выходным разъемам генератора не подключено электродвигателей.
- Залейте масло с индексом вязкости по SAE 10W-30 (смена масла каждые 25 часов для двигателей с нижним расположением клапанов, 50 часов для двигателей с верхним расположением клапанов, 100 часов для дизельных двигателей).
- Заполните топливный бак.
- Убедитесь, что кнопка останова не в положении “stop”.
ВАЖНО: Перед запуском генераторной установки выполните все предписания по технике безопасности. Топливо, электрооборудование, выхлопные газы и вращающиеся детали представляют опасность
Двигатель:
- Запрещается заправлять топливный бак при работающем двигателе.
- Вдыхание выхлопных газов представляет опасность для здоровья.
- Ежедневно проверяйте уровень масла.
- Запрещается снимать крышку маслоналивной горловины при работающем двигателе.
- Контролируйте состояние и очищайте воздушный фильтр настолько часто, насколько необходимо.
- Очищайте ребра охлаждения для обеспечения циркуляции охлаждающего воздуха.
Генератор:
- Заземлите генераторную установку при помощи барашковой гайки, расположенной на раме установки.
- Используйте розетки и проводники с заземлением.
- Запрещается подвергать генераторную установку действию дождя или повышенной влажности воздуха.
- Будьте внимательны: поражение электрическим током может иметь смертельный исход. Рекомендуется для личной безопасности и сохранности оборудования, на случай повреждения изоляции устанавливать устройство дифференциальной защиты между установкой и потребителями.
Особенности эксплуатации зимой портативной генераторной установки.
В зимний период возможны следующие недостатки при эксплуатации портативных генераторных установок:
Обмерзание системы вентиляции картера. Образование льда в трубке вентиляции картера и корпусе воздушного фильтра.
Следствия: останов ДГУ (например из-за прекращения работы топливного насоса); выдавливание моторного масла из картера двигателя наружу вплоть до выдавливания сальников двигателя из-за повышенного давления в картере двигателя из-за неисправности системы вентиляции.
Причина: пониженное тепловое состояние двигателя, из-за чего происходит конденсация водяных паров в системе вентиляции и их замерзание (в т.ч. и в воздушном фильтре.). Причиной недогрева двигателя является длительная работа на малой нагрузке. Образование льда в трубке вентиляции происходит, видимо, после останова ДГУ.
Указанный недостаток на данный момент выявлен практически на всех бензиновых моделях.
Рекомендации по устранению:
- Эксплуатация на нагрузке не менее 60-70% от номинальной (по необходимости- дозагрузка балластной нагрузкой).
- Отсоединение трубки вентиляции картера от воздушного фильтра (нежелательно, т.к. возможно засасывание картерных газов в вентиляцию двигателя и генератора). В этом случае рекомендуется удлинить трубку и вывести ее в зону выброса горячего воздуха от двигателя)
- Периодическая (с интервалом 1-3 часа, в зависимости от нагрузки и температуры воздуха) очистка трубки вентиляции и корпуса воздушного фильтра от льда.
- Эксплуатация установки в теплом помещении.